Рискософия, страхование, культура
просмотров 593 ,

Веретнов В. Конкурентоспособность страховщика



 

 

В статье рассматриваются один из важнейших показателей на страховом рынке Украины и мира – конкурентоспособность страховщика. В частности исследуются ключевые факторы успеха, которые влияют на конкурентоспособность страховщика, а также инструменты и возможности по управлению ею.

Ключевые слова: страховщик, конкурентоспособность, ключевые факторы успеха.

Сompetitiveness of insurer

V.Veretnov

The paper considers one of the most important indicators of the insurance market of Ukraine and the world — the competitiveness of the insurer. In particular we study the key success factors that affect the competitiveness of the insurer, as well as the tools and ability to manage it.

Keywords: insurer, competitiveness, key success factors.

Постановка проблемы. Во время прогрессирующей нестабильности в мировой и отечественной экономике, которая обусловлена непрекращающимися торговыми баталиями, военными конфликтами, выживание и развитие страховщика определяется его степенью конкурентоспособности. Экономический механизм, который при этом используется на микроуровне имеет своим предназначением два ключевых фактора это повышение качества страховых услуг и постоянно снижение цены на их оказание. На макроуровне, все страны стараются создать у себя конкурентоспособные экономики. В основном для этого законодатель предлагает оптимальные правила взаимодействия всех заинтересованных сторон. Кроме того, применяются системные подходы в управлении за счет умелого эффективного использования имеющихся в наличие краткосрочных и долгосрочных ресурсов. Последние определяют возможности научных исследований в сфере инструментов и способов снижения рисков в экономике вообще и в страховой индустрии в частности. Именно технологиями привлечения и эффективного использования материальных и нематериальных ресурсов озадачены в настоящий момент многие руководители отечественных страховщиков. Построение при этом ними новаторской бизнес модели страховщика, стратегия и тактика в которых, становится устойчивым и длительным конкурентным преимуществом ставится во главу угла.

Данная проблематика конкурентоспособности страховщика освещалась в работах отечественных и зарубежных ученных, таких как, Ю.П.Адлер,А.П.Артамонов, О.А.Гаманкова, С.В.Дедиков, У.А.Джабраилов,, В.Ф.Коньшин, Н.П.Николенко, В.И. Нечипоренко, С.С.Осадец, Тринчук В.В. Г.Н. Фидельман Д.Бланд, К. Пфайфер, У.Баффет и др. Вместе с тем, основательного исследование конкурентоспособности страховщика не проводилось.

Основная часть. В мировой и отечественной экономической и деловой литературе вопросы конкурентоспособности являются самыми болезненными для ученых и практиков вообще и для страховой сферы в частности.

Жесткая конкурентная борьба на международных и национальных рынках вынуждает страховщиках усиленно искать все новые и новые пути повышения своей конкурентоспособности. Причина такой ситуации кроется в том, что все, что применяется конкурентами: новые страховые продукты и услуги, самый совершенный сервис, новаторские информационные и коммуникационные системы и технологии, может быть скопировано и применено и нами. Вместе с тем, как показывает международная и отечественная практика страхования и перестрахования наиболее сложно скопировать и применить у себя стратегию бизнес системы управления страховой компанией. Западные бизнес школы имеют свыше десятка концепций бизнес систем управления компанией. Все они разрабатывались консультантами под конкретного заказчика и потом стали применяться в других компаниях.

Если попытаться дать характеристику конкурентной ситуации в Украине, то нужно отметить высокий уровень конкуренции в таких массовых видах страхования как КАСКО, ОСАГО, ДМС, Туристическое страхование и страхование жизни. Именно в них, страховщики вынуждены повышать качество страховых услуг с одновременным снижением цены по сравнению с конкурентами, чтобы оставаться привлекательными.

Не секрет, что основой качественной страховой услуги лежит своевременная, а некоторых случаях оперативная и в полном объеме страховая выплата. Для ее оперативного обеспечения необходимы современные информационные системы и коммуникации и качественный персонал.

Однако, по добровольным видам страхования некоторые страховщики не могут пройти точку безубыточности и вынуждены заниматься «оптимизационным страхованием» юридических лиц. Сращивание финансового, страхового, информационного и банковского капитала является сегодня необходимым условием выживания страховщиков в кризисные времена.

Конкурентоспособность страховщика, по мнению экспертов, представляет собой возможность страховщика предоставлять страховые услуги на данном страховом рынке. При этом выделяют экономические и организационные параметры конкурентоспособности. Если к экономическим принято относить расходы на обучение персонала, комиссионное вознаграждение агентам, то к организационным – индивидуальные условия договора страхования, скидки, которые максимально удовлетворяют ожидания клиентов[1]. С таким суждением можно согласиться лишь частично, поскольку он отражает не системный, а скорее ситуативный подход к ведению бизнеса.

Один из универсальных подходов, который мы разделяем, изложен М.Махариши в своей работе система управление бизнесом. В частности, в ней представляется бизнес, как некий непрекращающийся эволюционный процесс индивидуального и коллективного сознания с восьмью этапами управления: 1)менеджмент, 2)исследование и разработка, 3)планирование, 4)организация, 5)внедрение 6)контроль, 7) оценка, 8)исполнение[2]

Кроме этого, функционально система представлена тоже восьмью элементами. Это маркетинг и продажи, финансы и учет, операционная деятельность, управление и обучение персонала, организационная культура и развития, естественные и числовые методы и алгоритмы, экономические расчеты, коммерческое и корпоративное право регулирование. Более подробно с данной системой можно познакомиться здесь.[3].

К схожим выводам приходят и другие теоретики, отмечающие необходимость для поддержания надлежащего уровня конкурентоспособности разработка инновационной прибыльной модели ведения бизнеса. И как одну из альтернатив они предлагают для себя примерить одну из двенадцати таких новаторских прибыльных моделей, с которыми также можно подробно познакомиться здесь[4].

Ряд ученых и мы с ними солидарны, пошли еще дальше или лучше сказать глубже, а именно в познание самого себя. Предпосылкой для их направления стал тезис о трудности в копировании устойчивого конкурентного преимущества. Их гипотеза состоит в том, что управленческое мышление эффективного руководителя максимально отвечает этому требованию. Они предлагают конкурировать умом. Для аналогии с бизнесом на наш взгляд будет уместным конкурирование умом игра в шахматы. Многие руководители достаточно хорошо играют в шахматы, что помогает просчитывать и свои возможные промахи, и будущие ходы, как свои, так противника (конкурента). Более подробно о конкурировании умом в бизнесе можно почитать здесь[5].

И наконец, система альтернативного менеджмента, которая описана авторами как раз на примере страхового и перестраховочного бизнеса предполагает использование инструментов как раз с целью достижения уровня глобальной конкурентоспособности[6].

Если же попытаться дать авторское определение такому понятию как конкурентоспособность страховщика, то его можно представить так.

Конкурентоспособность страховщика – это долгосрочная, стратегическая его способность отвечать по своим обязательствам перед всеми заинтересованными сторонами посредством эффективного, качественного и системного управления необходимыми ресурсами, рисками связанного с возрастающим объемом оказания страховых услуг и удовлетворения притязаний собственников, менеджмента, персонала, регулятора и общества.

Выводы и рекомендации. Обобщая вышесказанное, следует отметить то, что не существует единых и универсальных рецептов обеспечения конкурентоспособности страховщика. Вместе с тем, это не означает, что некая успешная методика, использованная в американской страховой компании, не станет приемлемой для отечественного страховщика. Во многом выбор инструментария обеспечения конкурентоспособности зависит лиц принимающих решения собственников и управляющих, а в случае использование аутсорсинговых возможностей от профессионализма управленческих консуультантов.

Литература

1.Джабраилов У.А. Проблемы повышения конкурентоспособности страховых компаний. Автореферат диссертации к.е.н. 2011.- 21с.

2. Махарищи М. Система управления бизнеса. Вестник Открытого университета Менеджмента Махариши.- 2004. – 45с.

3.Веретнов В. Дом, который построил Джек или система управления бизнесом. Электронный ресурс: http://www.klubok.net/article732.html

4.Масленникова Н. Разработка инновационных и прибыльных бизнес моделей.электронный ресурс http://www.management.com.ua/strategy/str247.html

5. Мальцев Э. Конкурировать умом. Журнал «Управление компанией» №2 2012. – с.43-48.

6.Дедиков С.В., Фидельман Г.Н., Адлер Ю.П. «Альтернативный менеджмент: путь к глобальной конкурентоспособности» (на примере страхового и перестраховочного бизнеса) Изд-во: Альпина бизнес бук. -2010.- 284с.

 

banner ad

Поддержка Яндекс.Метрика © Страховой клуб КНЕУ